21/20 Дней/Ночей | 1 Участники |
Давно я не брал в руки перо и ничего не писал. Однако недавно я приехал из поездки, где за несколько недель проехал на автодоме около 10 000 километров, и накопилось столько эмоций и впечатлений, что появилась потребность выложить это все на бумаге.
Я купил этот автодом примерно за месяц до поездки у молодого британца Джеймса. Приятный, умный и собранный парень, он сказал что жил в нем раньше постоянно, и парковался в Брайтоне.
Сейчас он написал книгу на тему аутизма, и теперь к нему, по его словам, обращаются люди, приезжают домой, поэтому он поселился у своего дедушки в Поттерс Бар, недалеко от границы Лондона.
Сам автодом уже не новый, 1993 года выпуска. Мне понравилось что он не слишком огромный, но и не маленький. Что у него есть и работает холодильник, греется и идет вода в отделении кухни и душе. И вообще, не смотря на его возраст, все работает и нет чувства как бывает у многих старых машин, когда все, до чего не дотронешься, отваливается или давно вышло из строя.
Понравилась хорошая кровать с добротным матрасом. Когда ложишься, не проваливаешься. Матрас крепкий и твердый, и лежа не нем я часто думаю, что о лучшей кровати и мечтать не хочется. Есть кровать на два спальных места над кабиной водителя.
Удобный стол, который тоже можно трансформировать в двухспальную кровать, чего я пока не проверял на практике, так как не было необходимости.
Когда я впервые сел за руль, то только в этот момент обнаружил, что вместо привычного рычага переключения скоростей, ручка, которая отходит почти от руля. Поехав впервые по узкой английской дороге, я почувствовал что автодом тяжелее и больше всех машин, что мне приходилось управлять до этого.
Он покачивался в стороны при езде несколько громоздко, но с достоинством и неким благородством, как кораблик. Немного шумно от двигателя при езде, особенно когда набираешь скорость, даже разговаривать нужно громче обычного.
Я давно мечтал прокатиться по Европе, да и просто поехать на автодоме в путешествие. В этот раз, когда я покупал его, я не думал ехать сразу, но обстоятельства так сложились, что решение о поездке я принял достаточно быстро.
План был такой. Сначала я еду в Ригу из Лондона, затем оттуда в Испанию, на самый юг, в Марбелью. Затем назад в Лондон. Вот так, такой простой план.
Я уже не молодой, мне 49 лет, не первый раз еду в дорогу дальше тысячи километров, но каждый раз мне кажется, что тысяча километров это мелочь. Пару раз заправить бак топливом и немного дольше посидеть за рулем. Поездка по Европе, это не Африка или даже Россия. Дороги хорошие, везде цивилизация, что может случиться. Одно удовольствие.
День выезда, 9 августа 19 года. Паром в восемь часов вечера, надо быть за 45 минут до отправления. Я доехал до Довера из Лондона. Показалось, что топлива израсходовал многовато. Но это ведь очень хорошо, потому что когда проеду какую тысячу километров, двигатель прочихается, отвалится грязь и накипь, и топлива будет потреблять еще меньше.
Когда я выехал из парома во Франции, было уже темно. Эмоционально казалось, что я уже в Латвии потому что я уже не на острове, а на материке, значит Латвия уже за углом.
До выезда я старался больше работать, чтобы собрать побольше денег в поездку. Дополнительно собирался, и было много дел, что я даже не смотрел по какой именно дороге поеду. И сейчас, уже будучи во Франции, в навигатор не загружена Европа, а навигатор в телефоне WAZE еще не проснулся от отсутствия сети. С этим я справился.
Поехав по темноте, заметил что у моих фар не регулируются высота освещения, поэтому приходилось включать дальний свет, иначе почти не видно дороги.
Еще заметил, что нормально не могу разогнаться. По ровной дороге 100 километров в час уже чувствуется по машине. Она гудит, шумит, и напрягается. И если ветер сильный, то ее бросает в стороны, что руль приходится постоянно крутить, а в темноте еще надо успеть это сделать, потому что верхняя часть машины ведет себя как парус.
Вообще планы этого отрезка пути менялись в сторону уменьшения каждый час. Сначала я хотел проехать по Чехии. Заехать в Прагу, но когда начал движение, обнаружил, что при увеличении карты, путь увеличивается значительно, а время ограничено. Поэтому позже я решил проехать просто по Германии, и посетить любой город. Душа требовала экзотики, я нашел на карте блошиный рынок в Дюссельдорфе и направился туда.
Приехав по адресу, я заметил что там нет никакого рынка, и площадь, на которую указал навигатор не похожа на ту, где может быть большое собрание людей даже по размеру.
В этот момент не было энергии искать что-то подобное, и я зашел в Lidl чтобы закупить провизии. Интересно, приехать в Дюссельдорф, чтобы сходить в магазин, в котором закупаю продукты в Лондоне,
это совсем не экзотично.
Не смотря на это, город оказался современный, достаточно красивый и уютный. Вечер был светлый и теплый, солнце немного слепило и пригревало, когда попадало прямыми лучами. Людей в этот субботний
день было очень мало на улице, отчего она казалась пустынной. Только несколько баров были наполнены людьми.
В тот момент я впервые почувствовал свою ошибку. Имеет смысл брать гораздо больше времени на изучение городов. Чтобы спокойнее останавливаться в неизвестном месте и успеть прочувствовать его. Я успокоил себя, что город я из окна автодома увидел, и взял курс на Берлин. В пути стало темнеть, и я остановился на ночь на одной из автостоянок, что оборудованы у немецких автобанов.
Утром продолжил путь до Берлина. По немецким автобанам ездить одно удовольствие, потому, что мало шансов попасть в затор. По ним можно спокойно катить со своей скоростью и знать, что примерно 100 километров за час проедешь, если не считать время на заправку и перерывы на обед. Никаких подьемов в горы, никаких светофоров, ни платных дорог, только дорога и машина.
Воскресный Берлин встретил солнцем и зноем. Я снова выбрал на карте блошиный рынок и направился к нему. Берлин показался мне слишком малолюдным, улицы пустые. И его архитектура, его дома мне напомнили Елгаву. Больше не из-за того, что похоже, а чувствовалось что Елгава и вся Латвия рождена из Германии. Удивляться нечему, потому, что Латвия долго была немецкой. В Латвии многие, особенно старые дома похожи на немецкие.
Только в Германии подавляющее большинство зданий такие, как в Латвии старые. И в этот день я будто попал в прототип Елгавы и даже Риги.
Не доехав до своего назначенного пункта, я увидел другой рынок и остановился. Солнце палило, рынок был оживлен людьми. Глаза стали разбегаться от обилия немецких вещей, картин, фарфора и ручных поделок. Сначала я слышал только немецкий и польский языки. Но тут и там стал доноситься и русский язык. И продавцы и покупатели говорили на русском привычно, будто это один из языков в Германии и тому никто не удивляется.
Я выбрал себе несколько картинок, каких то маленьких венецианских масок, и еще мелочей. Затем поехал в тот рынок, который выбрал заранее. Но что интересно, приехав туда, я заметил что тот рынок, на который я ехал изначально, более раскрученный, более известный. Именно эта известность и оказалась его недостатком, так как любая мелочь на нем стоила дорого.
Эта известность, видимо, вытеснила самобытные товары, оставив вещи, которые более направлены на туристов, нежели на самобытность и оригинальность. Я купил фарфоровые тарелки, одну матери с изображением котиков, другую себе. Купил я у продавца, который, как я слышал, до меня разговаривал с женщиной на русском. Она ему сказала, что он случайно ее немного обманул. Но говорила она ему не с претензией, а будто понимая что это произошло случайно. Они распрощались, я спросил о цене на его фарфор, на что он суть не обиделся, поправив меня — это порцелан.
Он сразу со мной стал говорить на ты. Иногда такое отношение коробит, но тут я был этому рад, будто встретил старого товарища, с которым можно говорить без излишних барьеров. У следующего продавца я купил серебряные чайные ложки, три штуки по евро за каждую. Это был уже пожилой, хитроватый немец. Я увидел у него старый аккордеон. Это был аккордеон точно такой же, как привез мой дед с войны, на котором я учился играть, будучи ребенком. Такого же цвета, размера и состояния. Желтенькие клавиши, и меньше среднего размера, больше похожий на гармонь, чем аккордеон. Я попытался ему на немецком сказать об этом, но толи он не понял мой немецкий, толи не произвело на него большого впечатления, и он лишь что-то мекнул в ответ.
Стало откровенно жарко. Я дошел до автодома через парк, включил нагрев воды и помылся. Душ у меня не самый удобный, потому что сама душевая кабина не просторная, и я постоянно бил локтями пластиковые
стены. Но вода идет хорошая и быстро нагревается.
Затем я приготовил кофе, отчего вернулся к жизни после усталости и понял, что ждать уже ничего не хочу, и направился дальше, в сторону Варшавы. Уже никакой Чехии не хочется, время тает.
После Берлина я быстро доехал до Польши, сделав остановку для заправки и быстрого ужина посреди платной дороги на одной из специализированных остановок.
Воду для питья, кофе, чая или готовки я покупаю. И в этот раз неприятно удивило, что на этой большой станции 5 литровая бутыль воды стоила в пересчете на английские деньги раза в 4 дороже, чем я могу купить в Лондоне. Да и вообще продукты на таких заправках дороже. Это не беда, но это и не расслабляет, будто тебе не помогают,
а просто наживаются.
Почему-то девушка продавщица не отвечала мне на английском. И казалось, что не потому что она не знает, а будто не хочет говорить. В Польше я пытался говорить слова, которые знаю на польском. Но когда уже понимаю что нужна информация, а слов не хватает, то перехожу на английский. Я спросил можно ли купить за евро, а не злоты, она ответила на польском — пшеко пшеко. Я понял это да. Говорю, а сколько будет евро стоить вода и кофе, она мне — пшеко пшеко. И даже не пыталась сказать на английском чтобы я понял. С похожим отношением я сталкивался в Латвии по отношению к русскому языку, но к английскому нет. Или я что-то не так понял.
Автодом вел себя достойно, но после заправки я немного струхнул и вот почему. Вставив ключ и повернув его… ничего не произошло. Будто случилась осечка, будто сел полностью аккумулятор. Но я сейчас ехал сотни километров, разрядки не должно быть. Я сделал еще пару попыток, результат тот же. Прошелся вокруг машины, будто это чем-то могло помочь. Выключил на всякий случай кнопку электричества, которая открывает питание на весь свет внутри автодома. Сел за руль и попытался завести машину, и вдруг она, как ни в чем не бывало, завелась. Я вздохнул с облегчением и поехал дальше.
По этой стране дорога пошла очень хорошая. Новая, широкая и свободная. Один минус, что она платная. Однозначно, платные дороги стоят денег. И по этой дороге я ехал даже лучше чем по Германии, потому что она была еще более пустая и широкая. Дорога ровнейшая, на сотни километров ни одной кочки или неровности. По краям этой платной дороги забор с обоих сторон, видимо чтобы животные не заходили.
Чувствуешь себя поездом, который мчится по прямой дороге среди полей и лесов. Теплая погода создавала домашнее чувство, будто едешь по родному краю, где набегают разные запахи. От навоза до запаха костров. Иногда были прямо на поле у краев дороги большие рекламные щиты, где поляки радостно улыбаются другим полякам. Мол если ты что-то там купишь, то и ты будешь радостно улыбаться полякам.
Я влетел в Варшаву поздно вечером, там построили широченную дорогу, закрытую даже сверху как огромный
тоннель и я мчался, не останавливаясь ни на каких светофорах.
Несколько сотен километров от Варшавы я проехал тоже легко, но позже дорога стала более узкая и извилистая. У меня часто было чувство, будто я уже в Латвии, и только надписи на польском языке напоминала мне мое местонахождение.
Я не ставил себе никаких конкретных задач, где остановиться или сделать перерыв. Где и когда встать на ночь. Когда я уставал, то останавливался, а в эту ночь я решил ехать пока мне комфортно и не тянет ко сну. Таким образом я пропилил до утра. Только после пяти утра меня стало клонить ко сну, и я встал на первой встретившейся мне станции, залез на верхнюю кровать и сразу заснул.
Я не торопился ехать, но в дороге заметил, что где-то присутствует ощущение торопливости. Не мог расслабиться, зная что меня ждут в Риге для дальнейшего путешествия. Никто меня не подгоняет,
но расслабиться не можешь.
Встав около девяти утра, пошел в туалет в кафе. Да, в машине есть и туалет и кофе можно сварить, но тем не менее, если есть возможность купить это не используя свое, то я это делаю. Рядом со мной стоял туристический автобус, откуда высыпалась толпа не трезвых людей, они спорили на русском языке о политике, Украине и
экономической ситуации в мире. Я позавтракал, помылся и двинулся дальше.
Через час меня впервые за весь этот путь остановила польская полиция, проверили документы и напомнили что нужно не только габариты включать, но и ближний свет. Внутри машины ничего не смотрели.
Вскоре показались вывески о том, что я заехал на территорию Литвы. Ехал нигде не задерживаясь, и расстояние не слишком большое, но быстро приехать не получилось, добрался до Риги только ближе к вечеру. Дорога стала извилистая, в городах Литвы и Латвии уже останавливался на светофорах, в некоторых заторах, уже показались родные выбоины на дорогах и неровности. Автодом стало потряхивать. Подумал, что порой можно проехать сотни километров и никаких трясунов, а иногда на паре сотен километров натрясешься как на стиральной доске. После долгой езды на повышенных оборотах, двигатель стал издавать звуки, похожие на свист ремня. Надо проверить.
Вот, собственно и все, Я в Риге. Пошел небольшой дождь, полупустые улицы. Такой привычный город, в котором я знаю многие улицы, с которым так много связано в моей жизни. До сих пор работает секс шоп лаби, вот тут, между чака и таллинас была очень вкусная забегаловка. Она крохотная по размеру, но всегда еда свежая и вкусная. Вот тут мы продали дом, На Матиса, получили хорошие комиссионные. Вот тут Авоту, остановка троллейбуса, в один снежный день я тут здорово промерз, пока ждал транспорт. А сюда я смотреть не буду, тут был мой офис, слишком болезненные воспоминания.
К этому городу мне невозможно относится равнодушно. Он всегда будет волновать. Собственно, поэтому мне даже ездить туда не хочется. Там дети, которые со мной поссорились и сейчас нет общения. Там была жизнь, а теперь она так же течет, но в ней нет меня.
За несколько дней, что я пробыл в Риге, я повидался с друзьями, матерью, братом. Открыл для себя полеты с дроном. Я летал над своим городом Елгава, где ходил в сад и потом в школу. Летал и в Юрмале и Риге. И обнаружил, что даже сам процесс полетов не такой интересный, как потом смотреть на записи и на фотографии.
Поехал проверить двигатель, обнаружилось, что одна железка вылезла из другой железки, и так в паре мест. И если бы я не проверил, то отъехал бы только чуть за пределы Риги. Автомастер Олег собрал двигатель почти заново всего за пару дней. За что я очень благодарен этому автокудеснику. Я знал его еще задолго до выезда в Англию.
Вот настал день выезда в Испанию. В дорогу собрались три человека и две собаки. Трое в машине, не считая двух собак. Я, Анжелика и ее дочь Катерина.
Я опущу подробности причин, почему мы ехали именно таким составом и по такому маршруту. Не знаю опубликую ли я этот рассказ. Не знаю куда и не знаю кто прочтет его. Не хочу, если есть какие то от кого-то секреты, их даже случайно выдавать.
Наверное все мы, включая собак, нервничали немного. Путь в Испанию интриговал, но и были мысли о том, что в таком длинном пути может случится что угодно. Мы набрали еды, я налил воды в водяной танк, около ста литров. Меня волновали осечки зажигания, которые трудно проверить, пока не сломается совсем, да и времени на проверки уже нет.
Наконец все приготовления закончены, и в субботу, 17. августа мы двинулись. Собаки по началу немного волновались. Эти существа может и не понимают человеческой речи и не знают понятий, но чуйка у них работает. Казалось, что они догадываются, что с привычным миром они прощаются навсегда.
Теперь их повезут далеко и долго, чтобы разлучить. До этого собаки были вместе с момента, когда они были щенками. Были вместе всегда и постоянно. Как две сестрицы. Сестрица Грета и сестра Мира.
Первая остановка была в Литве на заправке, к этому месту мы проехали около 200 километров. Я заправил полный бак. Мы старались не смотреть на количество оставшегося пути. Осталось так много, что не верится, что это реально. Собак выпустили и привязали на улице, неподалеку от автодома. Девушки приготовили еды. Мы поужинали как дома. Солнце двигалось к закату.
Рядом с нами остановились группа байкеров, от которых чувствовался дух путешествий и какой-то кожаной свободы. Во время остановки мы открыли окна, двери. Автодом превратился в небольшой домик, в котором горит свет, готовится еда. В котором уютно и тепло. Когда собрались в дорогу дальше, закрыли
все окна, выключили рубильники газа, собак завели внутрь. Никто не заметил как заводя двигатель, у меня снова были пара осечек запуска двигателя.
Дальше ехали до полного темна. Проехав поменьше 400 километров в первый день, мы стали искать место для ночлега. Сборы в дорогу были не легче чем сама дорога и мы все почувствовали усталость. К тому моменту мы доехали до польского места заязд ясиного. Это парковка для дальнобойщиков. Мы заехали и встали между других фур. Всего машин было не слишком много. Я взял собак на поводок и пошел прогуляться, пока девушки ходили в местное кафе, чтобы почистить перышки.
Вспоминая этот вечер, наверное он был один из самых беззаботных. Мы просто встали и просто легли спать. Женская половина на задней части автодома на кровати. Потом в промежутке собаки на полу и я наверху, над кабиной водителя. Целой проблемой было не забыть включить холодильник от газа, чтобы там продукты не протухли.
Особенность автодома была в том, что если кто-то пошевелится в одной кровати, то на противоположной части другой чувствует это будто машину трясут специально. Позже я обнаружил снизу автодома специальные подставки, которые надо было разворачивать, чтобы дом стоял устойчивее.
Утром мы проснулись, не заводя будильник, около семи утра. Я тихо отодвинул шторку у себя и увидел, что собаки, особенно немецкая овчарка Грета, уже смотрит на меня, и начала вилять хвостом так, что била им по мебели как большой, тяжелой палкой размеренным и громким темпом. Я ей показываю жестами, что мол потише. Но Грета, счастливая, что на нее обратили внимание, стала бить еще сильнее и еще фукать. Говоря, что ну все, все уже проснулись, давайте начнем жить. Мира, вторая собака. Это Бернская овчарка.
Она тихая, но рядом со своей старшей названной сестрой Гретой, она тоже встала и тоже стала колотить хвостом. Все, надежды спать дальше больше нет.
Катя вывела собак, все сходили в туалет, приготовили кофе и тронулись в путь. Вроде все делали не долго и не тянули время, но какой час полтора на сборы всегда уходили. Этот день у нас ничем особенным не отличился. Мы проехали около 850 километров. Останавливались для заправки и остановки на покушать. Однако провидение не давало нам спокойно ехать.
Во второй половине дня мы остановились на обед. Для этого мы нашли на карте магазин lidl, который мы хорошо знаем. Когда приехали на место, мы обнаружили что он закрыт. На карте он числиться как открытый, на самом магазине надпись, где именно эти часы работы должны быть рабочими, но он был закрыт. Наверное это тонкое польское чувство юмора.
Иногда наступает момент, когда, несмотря на то что мы ехали в автодоме, но накапливается усталость, и хочется ее снять. В нашем случае это душ. Мы все по очереди приняли душ, покушали и сели играть в карты. В такие моменты даже на какое-то время забываешь, что это дорога. Что ты едешь.
Кажется что сидишь дома у крыльца и играешь в карты, попивая зеленый чай. Крыльцо есть, чай есть, карты есть, все сходится.
Когда опомнились и поняли что надо ехать, то уже стемнело. Мы ехали все еще по Польше и увидели автозаправку. Было бы хорошо для путников, если бы все автозаправки были стандартными, где как в макдональдсе, все знаешь. Но так как это разные страны и разные заправки, то каждый раз надо определять есть ли вода на ней и где она. Часто бывают просто краники на улице. Бывают в определенном месте рядом с воздухом для авто шин. Но бывает ищешь и не можешь найти.
Я вышел на заправку и спросил у кассира где вода. Она говорит надо купить жетон, и тогда в туалете есть краны с водой. Это правда, они там оказались, но проблема была в том, что там не было шланга и я набирал в свои пятилитровые пластиковые канистры воду. Таких ходок надо было сделать около 8. Автодом поставить там трудно, он достаточно большой для маленьких заправок. Мы раскорячились и я стал носить воду.
Анжелика мне помогала, но не носить, а держать дверь в туалете. В него сначала пришла женщина уборщица, потом еще посетители. И мастерство Анжелики состояло в том, чтобы и пустить людей в уборную, и успеть заловить дверь от закрывания, ведь если она закроется, то нужно снова брать жетон. Мы набрали воду, но иногда для путников такая мелочь становится целым делом.
Катя в это время вывела собак, и привязала их рядом с машиной. Какой то поляк решил поближе познакомиться с Гретой, и додумался с вытянутой рукой направиться к ней с приветствием. На что Грета ответила несогласием, выразив это серьезным, угрожающим лаем.
В результате я взмыленный ношу воду, Анжелика, как вратарь, ловит дверь. Собаки воспитывают поляков, и спустя каких минут 30 мы снова в пути.
Начался сильный ветер. К тому же я заметил что далеко впереди было зарево от молний. И по мере приближения молнии усиливались, причем по всему видимому периметру. Навигатор свернул меня на какие-то проселочные дороги и начался просто кошмар. Дорога стала узкая, постоянно виляла и
поворачивала. Опять же, на обычной машине это ничего плохого, но у нас маленький
поезд, который при поворотах ведет себя как лошадь в магазине.
Когда мы проехали над загруженной дорогой по виадуку, я увидел под нами основную дорогу, там был большой затор, я понял что мой tomtom стал меня обводить вокруг пробок. Пожалуй я бы поехал немного с трафиком, но не по такой плохой дороге.
Затем по мере приближения к грозе, порывы ветра усилились, мы стали искать где остановиться, но как на зло, таких мест не находилось.
Мы заметили надпись, что сейчас будет парковка. Подьехав ближе, мы обнаружили что эта парковка это не просто место, где можно остановиться на ночь. Это была какая-то инфраструктура, где рестораны,
дальнобойщики, пабы. Будто Лас Вегас, где какие-то игровые автоматы, и казалось там присутствуют все развратные радости жизни. Встать на ночь там казалось не безопасно и не комфортно. Как ни хотелось
ехать дальше, мы двинулись в самую пасть грозы.
Дальше Машину бросало от порывов ветра. Днем можно видеть наглядно куда едешь, но ночью, с недостаточным освещением фар и чувствительностью автодома к ветру, мне было очень трудно реагировать на его порывы. Я словно управлял парусником, не видя куда его швырнет. Ветер усилился еще больше и пошел психованный дождь,
какой бывает перед сильной грозой. Мы проехали еще какое-то время, не имея возможности встать. В такие моменты готов остановиться где угодно, так как продолжать путь уже становится слишком
напряженно и тяжело. Дождь пошел стеной и стеклоочистители еле успевали
разгребать воду. И тут мы увидели снова вывеску парковки. Заехали, встали.
Эта парковка оказалась не очень удобной. Рядом с нами, буквально в метре постоянно останавливались машины. Люди хлопали дверями, поляки ругались и курили. А дальнобойщики постоянно зачем-то
включали свои большие и гремящие двигатели.
Если я хочу спать, то меня особо это не волнует, но со мною дамы, которые не привыкшие. И
это меня волновало.
Каждый раз, когда я ложился у себя на верху спать, я улыбался. Моя верхняя часть мне напоминает купе. Пока едешь, это машина, автомобиль, автодом. Но когда останавливаешься, то все замолкает и я чувствую себя как в летнем домике. Я чувствую запах чистого белья от подушек и одеяла. Закрываюсь шторками, открываю свое маленькое окошко, которое от меня было в нескольких сантиметрах.
Закрывая антимоскитную сетку, и чувствую каждое малейшее дуновение ветра. Будто находишься где-то в палатке, где полноценная кровать и лежишь в полный рост. Совсем не так как можно лежать в машине, где постоянно скручены ноги и спина. И это мне каждый раз нравилось настолько, что я умиротворенно улыбался, как ребенок, об нявший свою любимую плюшевую игрушку.